Кто не успеет, тот проиграет





Кардинальная модернизация лесной отрасли идет недостаточно быстро. Посткризисное восстановление рынка дает возможность исправить ситуацию, но этот шанс, скорее всего, будет последним. Лесная отрасль в Сибири остается одной из самых технологически консервативных. До сих пор на лесосеках применяется техника полувековой давности, немногим лучше ситуация в деревообработке.

Впрочем, современное оборудование и технологии начали проникать на предприятия, но процесс этот идет весьма медленно — отрасль капиталоемка, поэтому инвестиции в обновление действующих или строительство новых мощностей сейчас могут позволить себе не многие. Тем не менее именно модернизация производства позволит предприятиям выдержать в перспективе глобальную конкуренцию. Пока же для отрасли в целом характерны большие потери сырья, высокие удельные расходы ресурсов и неэффективная организация производства. 

Резко вниз — медленно вверх
Лесная и деревообрабатывающая промышленность тяжело переживают мировой финансовый кризис. Согласно данным Росстата, за время кризиса объем лесозаготовок в России сократился на 20%, производства целлюлозы — на 19%, бумаги — на 6%, картона и упаковки — на 9%. Особенно резким было падение в первом полугодии 2009 года — по отдельным видам продукции лесопереработки был зафиксирован спад объемов производства от 15% до 70% по сравнению с  2008 годом, примерно на 30–40 % снизились и цены. При этом невозможно было компенсировать сжатие спроса на внутренним рынке экспортными поставками, наоборот — «просели» все глобальные рынки, ненадолго даже самый стабильный — китайский.

Сейчас, по словам Елены Вавиловой, министра природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, этап тотального падения спроса и цен на лесопродукцию на мировых и внутреннем рынках пройден. К концу 2009 года средние цены на пиломатериалы стабилизировались и практически достигли уровня 2008 года. Впрочем, рыночная конъюнктура в сегменте некоторых продуктов лесопереработки (фанера, МДФ, отдельные виды пиломатериалов) зависит от ситуации в строительном секторе Европы и США. А там пока наблюдается лишь некоторое оживление, поэтому и спрос восстанавливается медленнее. 

Быстрее возвращается на докризисный уровень потребление сибирского леса и продуктов его переработки в Китае. Так, по данным таможни Суйфэньхэ в провинции Хэйлунцзян, через которую идет основной поток лесных грузов в Поднебесную, в январе–марте этого года импорт пиломатериалов из России в Китай достиг 165 тыс. кубометров, что на 106% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом доля пиломатериалов в общем объеме лесопродукции, импортируемой через упомянутую таможню, повысилась до 14,1% — это рекордный показатель.

В целом для лесной отрасли Сибири мировой кризис стал тем экзаменом, который выдержали сильные и перспективные игроки (в разряд перспективных мы относим тех, кто еще не успел крепко встать на ноги, но получал поддержку от государственных структур).

«Кризис может дать новые возможнос-ти, — отмечает Брайан Макдональд, директор бизнес-единицы «Илим Восток» (входит в группу «Илим»). — Ведь он не делает кого-либо слабым, просто ставит под удар тех, кто уже слаб. Группа «Илим» приняла серьезные меры сохранения ликвидности во время кризиса. Это было нелегко, нам пришлось оптимизировать расходы, приостановить работу над проектами бизнес-плана. Мы сделали все от нас зависящее, поэтому сейчас можем продолжать развитие». По словам господина Макдональда, его компания вышла из кризиса в хорошей форме, потому что была готова. И вместо того чтобы переживать и раздумывать на тему «что предпринять», действовала. «В кризисный год группа «Илим» установила рекорд по продажам целлюлозы в Китае. Даже тогда, когда рынок находился на «дне», мы смогли достичь рекордных показателей производства в Братске. Это удалось не по воле счастливого случая, а потому что наша команда долго и упорно над этим работала», — говорит Брайан Макдональд.

Там, где столь сильные игроки еще не сформировались, предприятиям пришлось уповать на  антикризисные меры региональных властей. В частности, именно таким путем смогли стабилизировать ситуацию в лесной отрасли Красноярского края. «В течение 2009 года наши предприятия сумели занять экспортные рынки сбыта за счет оказанной государственной поддержки, — говорит Елена Вавилова. — Прирост экспорта пиломатериалов к показателям 2008 года составил по краю 14,7 процента. Рассчитываем, что новые конкурентные позиции позволят нашим предприятиям в 2010–2011 годах полностью стабилизировать свою деятельность и реализовать проекты увеличения комплексности использования сырья, внедрения новых технологий, наращивания объемов выпуска конкурентоспособной высокомаржинальной продукции».
Нам не по карману?
Не многие предприятия отрасли могут позволить себе в сегодняшних условиях затраты на обновление технического парка и модернизацию оборудования. В основном для компаний, работающих в данном сегменте, характерно введение в строй тех мощностей, которые начали возводить в предкризисные годы.

Так, лесоперерабатывающий комбинат «Партнер-Томск» заканчивает строительство завода по производству и ламинированию плит МДФ в Томске. Завод станет одним из крупнейших в своем сегменте в России, его планируемая производственная мощность — 264 тыс. кубометров плит МДФ. Кредиторами на общую сумму в 137 млн евро выступают Евразийский банк развития и НОМОС-БАНК. Инвесторы считают, что окупаемость проекта составит 6,5 года. Крупный инвестпроект  — строительство Анжерского фанерного комбината — реализуется в Кузбассе. Сегодня там освоено 973 млн рублей инвестиций, а общий объем капитальных затрат в создание предприятия составит 1,878 млрд рублей. По словам Владимира Ковалева, заместителя губернатора Кемеровской области по природным ресурсам и экологии, уже в этом году комбинат выпустит первую продукцию — 18 тыс. кубометров фанеры, а к 2012−му достигнет запланированных мощностей — 60 тыс. кубометров фанеры в год.

В Красноярском крае реализуется по меньшей мере семь крупных инвестпроектов лесной и целлюлозо-бумажной отрасли («Кто в лес?», № 34–35 за 2009 год). Но у властей региона есть серьезные претензии к срокам их пуска. В апреле Андрей Гнездилов, вице-премьер краевого правительства, собрал руководителей компаний «Мекран», «Сиблес»,  «КЛМ-ЭКО», «Минусинский лес» и «Ангара Пейпа», дабы прояснить вопрос, когда же предприятия, попавшие в официальный «перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов Министерства промышленности и торговли РФ», перейдут из виртуального мира  в текущую реальность. Промышленники поделились трудностями — по их словам,  в 2009 году ситуация на мировых рынках не благоприятствовала инвестиционной активности, поэтому из-за недостатка финансирования пришлось сдвинуть сроки реализации намеченного. Краевые власти настроены очень серьезно. «Мы ужесточим требования относительно сроков реализации приоритетных инвестиционных проектов. Все показатели будем рассматривать коллегиально на инвестиционном совете. За нарушения обязательств последуют серьезные последствия, вплоть до расторжения договоров аренды лесного фонда», — подчеркнул Андрей Гнездилов.

К счастью, есть удачные примеры более взвешенных подходов к ведению бизнеса. «Братский завод был построен в 1965 году, его модернизация совершенно необходима, поэтому мы начали реализацию масштабного проекта его обновления, — поясняет Брайан Макдональд. — Это нужно для того, чтобы превратить предприятие в малозатратный и отвечающий современным экологическим требованиям производственный комплекс». Модернизация предприятия коснется практически всех производственных процессов — в частности, она предполагает создание новой лесной биржи и целлюлозной линии, применение новой технологии отбелки целлюлозы — кислородной делигнификации. В итоге объем выработки целлюлозы из одного кубометра древесины существенно возрастет. Кроме того, значительно улучшатся экологические показатели и уменьшатся текущие затраты — благодаря снижению расхода энергии на производство тонны продукции и увеличению объема производства при снижении фиксированных затрат.

По словам господина Макдональда, даже несмотря на кризис и уменьшение доступности заемных средств, компания не испытывает особых сложностей с инвестированием: «При планировании инвестиций мы должны представить их обоснование нашим акционерам. У нас в компании работают отличные технологи, которые понимают процессы и могут предоставить любые необходимые обоснования. Фактически руководство и рабочие берут на себя обязательства по достижению цели. В том, что касается Братского проекта, мы должны в рамках заявленного бюджета — около 670 миллионов долларов — завершить проект в должные сроки, обеспечить производительность в 720 тыс. тонн целлюлозы в год, не превысив при этом установленных затрат».

Пользуйтесь моментом


Снижение спроса на древесину и продукты ее переработки, помимо лесозаготовителей и деревообработчиков, серьезно затронуло предприятия смежных отраслей — машиностроительные (производящие профильную технику и оборудование), лизинговые, страховые, инжиниринговые. На рынке был серьезный дисбаланс спроса и предложения — машиностроители в силу инерции успели выпустить больше техники, чем мог поглотить сжимающийся рынок. Кроме того, часть оборудования вернулась лизингодателям из-за проблем у лесозаготовительных и перерабатывающих компаний. Сейчас это дает шанс найти необходимое по доступной цене. «Достаточно интересно складывается ситуация на рынке поставщиков лесопильного оборудования, — отмечает Елена Вавилова. — Часть посредников уже фактически ушли с рынка — с точки зрения продаж они практически не активны. В такой ситуации официальным представительствам приходится значительно больше работать, чем, скажем, год–два назад. К слову сказать, сейчас очень правильное, практически идеальное время для инвести-ций — оборудование имеет приемлемые цены, а фирмы – поставщики оборудования готовы и имеют возможность уделить максимум внимания конкретному проекту».

В качестве примера Елена Вавилова приводит проекты, реализуемые в Лесосибирске — например, Лесосибирский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат № 1. Там пошли по пути модернизации основного производства,  приобрели  лесозаготовительную технику — все посредством кредитных ресурсов и заключенных договоров финансового лизинга, то есть  без участия собственных средств. Одновременно по похожим схемам обновляет производство Новоенисейский лесохимический комплекс, где приступили к модернизации лесозаготовительного производства, после чего поэтапно будет модернизирован лесопильный комплекс и построен цех по производству древесных топливных гранул мощностью
80 тыс. тонн в год.

Что касается небольших компаний и частных предпринимателей, то некоторые эксперты считают: рынок готов принять новых игроков и дает шанс подняться старым. Особенно в сегменте пиломатералов для малоэтажного строительства — власти многих сибирских регионов либо разрабатывают, либо уже реализуют программы поддержки индивидуальных  застройщиков. «Надеюсь, что этот строительный сезон будет более удачным, чем предыдущий, — говорит Андрей Мустафин, предприниматель, работающий в сфере производства пиломатериалов (Красноярский край). — Спрос на брус и доски «евростандарта» уже оживает, к тому же нам удалось прикупить хорошее оборудование. Сейчас итальянские или немецкие бывшие в употреблении станки 2000−х годов выпуска  для небольшой лесопилки продаются по цене новых отечественных, а сопоставимое качество — как у новой «Лады» и трехлетней хорошей иномарки. Одна трудность — найти людей, которые смогут на них работать».

У крупных компаний, владеющих масштабным и сложным производством, выбор поставщиков оборудования также весьма широк. «На наших предприятиях установлено оборудование многих фирм. Например, для Братска мы покупали лучшее, на наш взгляд, оборудование, какое есть сейчас в мире, — рассказывает Брайан Макдональд. — В настоящий момент лидируют европейские технологии, поэтому основная масса техники именно оттуда: оборудование для содорегенерационного котла, целлюлозной линии, цеха приготовления химикатов. В то же время субподрядчики у нас из разных стран. Мы работаем в глобальной отрасли, поэтому для реализации проекта привлекаем участников со всего мира. Что же касается проектных работ, то мы работаем прежде всего с российскими компаниями, поэтому их вклад в наш проект велик».

Шанс есть, а что потом?

 Сегодня отечественным компаниям лесной, деревообрабатывающей и особенно целлюлозно-бумажной промышленности приходится вести бизнес в условиях жесткой глобальной конкуренции. Особенно остра, признается Брайан Макдональд, конкуренция со стороны Чили — заводы там современнее и крупнее. Единственный выход в такой ситуации — повышение надежности работы оборудования и «старание стать лучше ежедневно, потому что другие делают то же самое». Действительно, ситуация не дает повода расслабиться. В отчете, подготовленном в конце прошлого года Европейской экономической комиссией ООН, даются оценка общего состояния и прогноз развития лесной отрасли во всем мире. Шансы наших компаний там оцениваются невысоко. Пока их главным конкурентным преимуществом является низкая себестоимость производства, особенно за счет сырьевого и в энергетического компонента — в расчете на тонну сырья  российский хвойный лес на треть дешевле, чем в основных конкурирующих странах, лиственная древесина стоит еще меньше. Электроэнергия дешевле примерно на треть, а разница в стоимости топлива — газа, мазута, угля, торфа, щепы,  — которое используется для получения пара и генерации электричества, достигает 66%. Из-за этого многие собственники уделяли крайне мало внимания повышению эффективности производства и технологической модернизации. Работает, приносит прибыль — и ладно. В итоге конкурентные преимущества постепенно тают, ведь стоимость энергоносителей и рабочей силы имеет в России долгосрочную тенденцию к росту.




Dodaj komentarz

Ciekawe zdjęcia
2 фото   
<b>Сушилка на лесосеке</b><br />Модульная теплосистемы (теплоагрегаты) под воду с тепловым графику 70-95 Сo и воздушные теплогенераторы с подачей...
2 фото   
<b>FESTOOL - совершенство в технике и преимущество в экономичности</b><br />Посещая в Германии фабрики и мастерские, мы видели, что практически все мастера применяют ручной инструмент FESTO или...
4 фото   
<b>Особенности образования, переработки и утилизации древесных отходов</b><br />Одной из наибольших проблем, которая в последние годы особенно остро встала перед всеми сферами мировой экономической...
5 фото   
<b>Крот (Talpa europaea)</b><br />Крот&nbsp;(Talpa europaea) по внешнему виду и образу жизни похож на остальных настоящих кротовых. Длина тела его...
Wszystkie fotogalerie »






Najnowsze ogłoszenia
Autoryzacja
Nazwa użytkownika:  
Hasło:  
 
W celu zdobycia dodatkowych możliwości w systemie, musisz zarejestrowac się . Rejestracja jest darmowa.

Кто не успеет, тот проиграет - www.PromWood.com
Społeczność online: 
Historia leśnictwa | Obróbka drewna | Gatunki drewna | Suszenie drewna | Maszyny i urządzenia | Stoliarka | Biopaliwo | Węgiel drzewny | Katalog leśny | Охота