На самой границе Венгрии и Словакии, где почти в каждой семье перемешаны языки и обычаи, в небольшом городке Комарно, расположенном по обоим берегам Дуная, находится сразу два офиса фирмы Wood-Mizer. С одной стороны реки – «Вуд-Майзер Венгрия», с другой – «Вуд-Майзер Данубия». Руководит офисами Виктор Турочи, который унаследовал этот бизнес от отца Войтека Турочи, и уже третье поколение – Виктор Турочи Младший тоже начал работать в этом семейном предприятии.
В последние годы в регионе мощно развивается деревообработка, что вызвано, с одной стороны, оздоровлением словацкой экономики, а с другой – строительным бумом в Венгрии. В модернизации отрасли играют свою роль и финансовые инструменты: в полную силу заработали лизинговые компании, плюс появилась возможность участвовать в программах ЕС по финансированию закупок нового оборудования.
Мудрый Оси
Вместе с Виктором Турочи мы отправляемся в небольшое местечко в 10 км от Комарно.
- Ты не смотри, что это маленькая деревня, - говорит Виктор. – Тут четыре станка Wood-Mizer работают. Один сосед купил, второй посмотрел – бизнес, вроде, выгодный – тоже купил. И пошло-поехало…
Нас встречает Оси Штефан (Oszi Stefan), молодой предприниматель 31 года, который занялся деревообработкой 5 лет назад.
- В 2003 году мы купили первый станок. Это была модель LT20 – самая лучшая в то время. Начали выпускать паллеты на экспорт для заказчика из Австрии, компании Rakuska, которой требовались паллеты нетипичного размера, - рассказывает Оси историю своего дела.
- Наш станок LT20 окупился за два года. А потом я захотел увеличить производительность, и купил второй станок, - продолжает Оси.
Но однажды тарный бизнес остановился: поменялась ситуация на рынке – местная валюта сильно укрепилась по отношению к евро, и экспорт стал невыгодным.
Поразмыслив, Оси нашел для себя выход. В 2006 году вместе со своим новым компаньоном 28-летним Джулиусом Шабо (Julius Szabo) он приобрел более продвинутый станок Wood-Mizer LT70 и начал выпускать деревянные конструкции крыш. Примерно 20% продукции покупают в Словакии, а 80% - в Венгрии, которая переживает настоящий бум деревянного домостроения.
- Понимаешь, для станка LT20 нужно было 14-16 работников, - объясняет свой выбор Оси. – Нервы начали сдавать, потому что у каждого свои проблемы – то свадьба, то похороны, и каждого нужно выслушать, вникнуть, помочь. В конце концов, я решил – хватит! Надо купить станок, на котором работает 1 человек.
Сейчас у Оси трудятся 2 бригады по 3 человека, причем одна из бригад – семья, и есть работник–женщина. При этом производительность станка LT70 такая же, как у двух станков LT20. Выходит, по показателям эффективности он выиграл дважды: людей нужно меньше, а продукции получается больше.
В основе этого достижения, с одной стороны, конструкция станка LT70: у него более мощный двигатель 18,5 кВт (у LT20 – 11 кВт), усиленная гидравлика, компьютерная система PLC-Setworks, которая автоматически устанавливает пилящую голову в нужное положение для распила доски заданной толщины. Короче, быстродействие станка значительно выше.
С другой стороны, Оси сам придумал дистанционное управление, изготовил ленточный конвейер для отбора готовой доски и поперечный транспортный стол, а также кромкообрезной станок. Тут ему пригодились профессиональные навыки, ведь по образованию он электротехник.
- Я посмотрел, как Wood-Mizer сделал свой комплекс LT300, и решил, что смогу сконструировать что-то похожее для своего цеха, - говорит Оси.
- В конце концов, самое главное – это станок. Сначала у меня был LT20 – в то время, 5 лет назад, это был наилучший выбор. На нем мы научились пилить, настраивать и обслуживать оборудование, а теперь выбрали машину LT70, чтобы зарабатывать деньги.
- Три системы должны быть у станка, - советует Оси Штефан, - гидравлика, Setworks и дебаркер. Это ключи к прибыльной распиловке.
Станок покупали в лизинг, что для Словакии и Венгрии обычная практика, так как условия довольно выгодные.
- Это хороший вариант, - подтверждает Оси. – Смотри, за 5 лет я купил в лизинг уже три станка. И все инвестиции быстро окупились. Например, LT70 окупил себя за 1,5 года.
Потребовался почти месяц, чтобы переучить оператора станка LT20 управлять моделью LT70 с дистанционного пульта.
Сегодня станок работает в 2 смены, распиливая ежедневно до 30 кубометров леса. За счет узкой ленточной пилы, выход готовой продукции составляет 70-80%. Обрезки конвертируют в паллетную дощечку, а остальные отходы продают в 35-кубовых контейнерах на соседний завод МДФ.
Станок LT70 оборудован шкивами большего диаметра, так что на нем используются специальные пилы Wood-Mizer серии DoubleHard: толщина этих пил 1,4 мм, а ширина – 38 мм, (на LT20 обычно применяют пилы толщиной 1 мм и шириной 32 мм). Как следствие, на станке LT70 у пилы более долгий срок службы, и она выдерживает больше заточек.
- Да это вообще, самый невыгодный клиент для меня, - смеется Виктор Турочи, указывая на Оси. – Как купил пилы 4 месяца назад, так больше и не заказывает.
- У меня, в среднем, пила напиливает 170 кубометров, - говорит Оси с гордостью, потому что он сам занимается заточкой.
А, как известно, пила – сердце станка: если она подготовлена правильно, то и с распилом проблем не будет.
На фоне несомненных успехов, Оси Штефан и его предприятие становятся известными в округе, и к нему начинают приезжать люди, чтобы познакомиться с техникой и узнать тонкости распиловочного бизнеса.
Инженер Варга
Недавно приезжал сюда и инженер Гейза Варга, который живет и работает в Прикарпатье недалеко от Нитры, областного центра Словакии.
Инженер Варга начал свою карьеру в строительном бизнесе в далеком 1992 году. В 1994 разваливался местный колхоз. Тогда инженер Варга выкупил колхозную столярную мастерскую и нанял троих работников, чтобы делать окна, двери, плинтус, рейку и другую столярную продукцию. Распиловкой древесины он занялся в 1996, когда приобрел два чешских гатера РП-50. Годом позже он инвестировал миллион словацких крон (около 28.000 евро) в строение, где располагается сейчас его цех.
После вступления Словакии в ЕС открылись новые возможности для бизнеса. В 2004 инженер Варга воспользовался финансовой помощью от Евросоюза, и приобрел еще 2 здания за 50.000 евро. А в 2006 получил 25.000 евро для модернизации производства и приобретения новых технологий.
Сегодня на его предприятии работают 22 человека. Половину продукции составляют евроокна и двери, другую половину – доски для строительства. Распиливают местную елку, которую закупают в государственных лесхозах примерно в 150 км от Нитры, в регионе Баньска Быстрица.
Фактически, это два разных направления бизнеса: все готовые пиломатериалы он продает, затем закупает буковые сандвич-панели для окон и дверей.
– В столярной продукции больше добавочная стоимость, - объясняет инженер Варга. – Здесь у меня занято 15 работников.
Однако пиление древесины на гатерах недостаточно эффективно, прибыль маленькая, и перед инженером Варга встала дилемма: вообще закрыть распиловку или купить новый станок.
С этой мыслью он отправился на выставку деревообрабатывающего оборудования в Нитру.
– На моем производстве потребности в пиломатериале небольшие – около 200 кубометров в месяц, – рассказывает инженер Варга. – На выставке я увидел несколько разных технологий. Цены были одинаковые, но мне понравился станок Wood-Mizer LT70, потому что у него двигатель малой мощности, всего 18,5 кВт, и узкие пилы, которые производят меньше опилок и больше готовой продукции.
После этого инженер Варга отправился к Оси Штепану, посмотрел станок в деле и поговорил с опытным владельцем.
Решение созрело, и инженер Варга приобрел станок LT70 в лизинг. Фактически, это было так: в четверг он посетил выставку, в пятницу съездил к Оси, в субботу и воскресенье все тщательно обдумал, а в понедельник купил станок LT70, который и видел на выставке в Нитре.
Относительно старого оборудования инженер Варга решил, что один гатер он продаст, а второй оставит.
– У станка Wood-Mizer длина распила 9,5 м, а по диаметру бревен ему нет равных, он может пилить бревна и в метр диаметром.
Гатер распиливает бревна максимальным диаметром 50 см, но по длине – до 12 м. Я думаю, оба станка на производстве пригодятся.
Как настоящий инженер, пан Варга сравнивает технико-экономические показатели:
– Выход продукции на станке Wood-Mizer вырастет против гатера с 55% до 65%. Количество человеко-часов сократится в 2 раза. Я ожидаю, что станок Wood-Mizer принесет дополнительную прибыль, по сравнению с гатером, в 115.000 долларов.
– Три оператора научились работать на станке, но должны еще потренироваться.
Хотя сразу видно, что работа на станке Wood-Mizer намного легче, потому что на гатере нужно вручную выставлять призму. Естественно, производительность распиловки моментально выросла. Цена пиломатериала будет больше минимум на 5%, потому что качество доски повыше. Кроме того, с гатером возникало много тонких досок, которые мы не могли продать, теперь такой проблемы нет, – объясняет инженер Варга преимущества своего нового положения.
Сабо Денеш
Другие деревообработчики идут еще дальше, и покупают сразу промышленный комплекс LT300.
Например, Сабо Денеш, который живет в Венгрии, в 50 км от своего предприятия, расположенного в Словакии.
Сабо занимается деревообработкой 13 лет. Сначала он просто закупал пиломатериалы в Словакии и продавал их в Венгрии.
Однако в этом бизнесе он сильно зависел от поставщиков, и когда появились замечания по точности распила, Сабо задумался о собственном производстве.
- Сначала я увидел станок LT300 на видео. Потом съездил в Дунайску Страду, где работает первый в Словакии комплекс LT300, - рассказывает Сабо. – На меня произвели впечатление несколько вещей. Скорость пиления. Простота. Легкость управления. Мало людей на обслуживании.
Действительно, комплекс LT300 – это технологический прорыв в распиловке узкими лентами. Станок сочетает традиционное преимущество – узкий пропил и большой выход продукции, с еще одним важным фактором – высокой производительностью, которую прежде можно было достичь только с широкими ленточными пилами. При этом цена LT300 составляет лишь часть от цены любого широколенточного станка.
В комплекс LT300 помимо станка входит еще гидравлическая загрузочная рампа-накопитель бревен и ленточный конвейер, по которому готовая доска отбирается со станка. Всеми операциями руководит один человек со станции дистанционного управления.
Летом 2006 года Сабо Денеш приобрел в лизинг комплекс LT300 и дополнительно самый маленький станок Wood-Mizer LT15, чтобы выпускать конструктивные элементы крыши, которые, в основном, предназначены для Венгерского рынка.
Сегодня на предприятии Bauholtz s.r.o., которым владеет Сабо, работают 18 человек. Два оператора – отец и сын – управляют станком LT300 поочередно, так как работа ведется в две 8-часовые смены. Отходы деревообработки используются для отопления цеха, дрова идут на продажу, а щепа отправляется на местный завод МДФ.
- Конечно, эти два станка – LT15 и LT300 – невозможно сравнивать. Разница в производительности очень большая, - говорит Сабо. – Мне кажется, LT15 можно купить, построить дом, и потом станок продать. А LT300 – это уже промышленная машина. Надежная основа для долгосрочного бизнеса.
У Сабо два сына. Старшему 8 лет, и он хочет стать химиком. А младшему несколько месяцев от роду, и Сабо может надеяться, что он унаследует интерес к отцовскому делу.
Полный вперед!
Новые технологии распиловки сделали эти предприятия более устойчивыми к рыночным дисбалансам. Спрос на продукцию деревообработки есть всегда – весь вопрос в том, что именно выпускать и по какой цене. - Посмотрим, какая тенденция, - мудро замечает Оси Штефан.
Ему не о чем беспокоиться. Ведь станки Wood-Mizer дают возможность гибко реагировать на ситуацию и при прочих равных условиях делать доски с меньшей себестоимостью.
– Я думаю, это была разумная инвестиция, - заключает Оси.