Вся цивилизация "согретая" именно дровами, за что им должны петь. Они отогревали важнейшую роль во многих технологических процессах.
Металл из... дерева
Прежде всего - в металлургии. Выплавка из руды меди, а в дальнейшем и железа была невозможна без дров. Интересен в этом отношении факт из древней истории. Археологи установили, что около трех тысяч лет назад в Древнем Египте внезапно прекратилась выплавка меди. Почему? Благодаря научным исследованиям, было доказано, что примерно к этому времени в окрестностях крупного месторождения меди были полностью вырублены все пальмовые леса. Как результат - исчезло получаемое из пальм древесный уголь. Поэтому за недостатка топлива плавильные печи гасли одна за другой.
Крупными потребителями древесины в прошлом были и солеварни: кубический сажень, то есть почти 10 кубометров дров, нужно было для производства 30 пудов соли. Не могли работать без дров и гончарные мастерские, кирпичные, стеклянные, мыловаренные заводы, печи для обжига известняка и, конечно, сахарного завода. Последние стали мощным потребителем дровяного топлива в начале XIX века. Ведь на переработку 16,3 тонны свеклы нужно было сжечь 40-50 м3 дров.
Исследователь уменьшение лесных ресурсов на Западе Украины доцент УКРДЛТУ Леонид Копий в издании "Лесной и охотничий журнал" (№ 3, 2001 г.) об этом пишет так: "Значительная потребность в сахаре способствовала быстрому развитию этой отрасли. Уже в 1856 году в западном регионе насчитывалось несколько десятков сахарных заводов, производивших до 400 тыс. пудов сахара ежегодно. ... На Волыни лишь за 1873-1879 годы для нужд сахарных заводов было вырублено 132 тыс. га лесов. По 1874 46 сахарных заводов Подольской губернии использовали на топливо около 450 тыс. м3 дров.
Капитализация производства позвала за собой развитие транспортной отрасли. С XVIII века на Западе здесь использовались Каменный уголь. Но и после этого пароходы и паровозы еще долго работали на дровах, особенно во время войн.
Отходы
В настоящее время дрова утратили свое монопольное положение на топливном рынке мира. Как это было, в частности, в XIX-м и в начале ХХ-го веков. Они вытеснены углем, нефтью, природным газом, электроэнергией. На сегодня в мировом энергетическом балансе доля дров не превышает 3,5%. А в России с ее запасами леса - не более 1%. И это при том, что еще только в 1950 году упомянутые показатели по России составляли 9%, а в 1913 - 21 процент. Это, разумеется, только подчеркивает интенсивность перехода энергетики на другие продукты сжигания.
Хотя, надо быть справедливыми, и сейчас есть государства, в которых дрова - основной вид топлива. Так, в странах Африки на дрова идет 88% заготовленной древесины, в Южной Америке - 68%, в Индии и Индонезии - 91 и 80% соответственно. Надо отметить, что в теплых странах дрова идут в основном только на приготовление пищи. То есть и здесь показатели могут резко упасть с приходом цивилизации.
Но это не значит, что роль дров на Земле придет к минимуму. Наоборот, они могут снова сыграть значительную роль в техническом прогрессе. Ведь древесина - единственное восстановительное источник энергии. А разведанных запасов нефти и газа хватит человечеству только на ближайшие 150 лет, угля - на 350. Ядерная энергетика уже напугала человечество Чернобылем. Другие виды добычи энергетики в нужных для Земли объемах, - еще только изучаются. Поэтому и неудивительно, что крупнейшие нефтяные компании мира в последнее время интенсивно изучают возможности использования солнечной и ветровой энергии, древесной и биомассы.
В нашем случае интересно то, что запасы древесины на Земле растут. Годовой прирост в среднем составляет 5,5 млрд. м3, или примерно в 1,5 раза больше годового объема лесозаготовок. Однако это не означает, что можно бесконечно использовать древесину на дрова. Ведь спрос на пиломатериалы, древесные плиты фанеру, целлюлозу и бумагу постоянно растет. Поэтому дровами, скорее всего, будут служить отходы деревопереработки, а также ветки, корни, кора. Конечно, согласно переработанными в брикеты. Кстати, для их сжигания ведущие фирмы мира, специализирующихся на выпуске отопительного оборудования, уже имеют в своих предложениях бытовые котлы, работающие исключительно на древесных брикетах. Подобное оборудование изготавливается и для промышленного назначения. В частности, на таких котлах работает более 200 районных теплоцентралей в Швеции.
“Энергетические” плантации
В конце 70-х годов прошлого века в результате очередной энергетического кризиса в ряде стран занялись поиском эффективных технологий энергетического использования древесины.
И уже в 1979 году в США с этой целью разработана специальная программа, которая предусматривала создание так называемых "энергетических" плантаций с применением густой посадки быстрорастущих лиственных деревьев: тополя, эвкалипта, ольхи и т.д. По расчетам, предполагалось занять под эти плантации до 10% территории всей страны.
От традиционных - "энергетические" леса отличаются даже внешне. Если в традиционном дерева расположены друг от друга достаточно далеко и вырастают до необходимых размеров в течение 30-80 лет, то на "энергетических" плантациях насаждения можно на одной и той же площади выращивать в значительно большем количестве, а оборот вырубки сократить до 20 лет. Главное - биологическая масса. Производительность биомассы деревьев, растущих в таких условиях, по подсчетам американских лесоводов, в несколько раз больше, чем у обычных.
Положительный опыт создания "энергетических" плантаций получен в Швеции. Здесь для их разведения выделены переувлажненные и другие участки, непригодные для выращивания товарной древесины. Исследования показали, что при загущенные посадке, например, ольхи, ивы, березы, можно уже через три года снимать урожай древесины - до 10-15 тонн сухой биомассы с гектара. Такое количество позволяет сэкономить 4-5 кубометров нефти. Подсчитано, что, засадив такими плантациями примерно 7% территории Швеции, можно обеспечить 2 / 3 ее годовой потребности в энергии.