Карбонарии из сумских лесов




Сумщина - не Донбасс. Однако и здесь некоторые ухитряются добывать уголь. Как правило, нелегально. Для этого не нужно спускаться в шахты - главное иметь стартовый капитал и не бояться чуточку рискнуть.

Занятие это довольно выгодное, но грязное - в прямом и переносном смысле. К тому же если не платить налоги и работать нелегально, прибыль становится еще больше…

Золотая жила

Два века тому назад карбонариями называли угольщиков в Италии, которые занимались выжиганием древесного угля. Тогда этот процесс был довольно примитивный: в яму закладывали березовые и дубовые дрова, засыпали глиной и поджигали. В Украине этот промысел существовал до 60-х годов прошлого века. Потом уголь как топливо вытеснил газ.

К производству древесного угля вернулись только в конце 90-х - оказалось, что это идеальное "топливо для богатых": древесный уголь хорошо горит в камине, на нем идеально готовятся шашлыки. Возродили производство частные предприниматели, которым и поныне наплевать на экологические и другие условности в виде законов - главное заработать. Упаковки древесного угля сейчас можно купить в супермаркетах и на автозаправках. Один килограмм его стоит 15 - 25 грн. Себестоимость "черного золота", по приблизительным оценкам, не более 2 - 3 грн. за кг.

Конечно, часть прибыли уходит фасовщикам и посредникам. Но все равно есть ради чего рисковать.

Современная примитивная установка для выжигания древесного угля, которая является основой этого бизнеса, не намного прогрессивнее ямы середины 19 столетия. Как правило, это обычная металлическая цистерна с дверью и приваренной трубой.

Под ней день и ночь горит открытое пламя. Обслуживают такую установку несколько нелегально нанятых рабочих, с которыми предприниматель обычно расплачивается наличными. Конечно, в продаже есть и современные импортные печи, а рабочих можно нанять вполне официально, но это лишние расходы. Кому они нужны, да и зачем? Ведь можно работать и так. Разумеется, из примитивных печей во время выжигания выделяется множество вредных веществ: сажа, метан, азот, оксиды углерода, пары спирта и уксусной кислоты - чего только нет в дыму, вылетающему из труб. В основном эти установки расположены в лесах

Сумщины, поэтому особого беспокойства у властей не вызывают. Лишь когда современные карбонарии ведут себя слишком нагло, на них обращают внимание.

Особо прославились в этом отношении шосткинские предприниматели: с 2007 года Виталий Дидух и Николай Московка "душили" жителей Ямполя дымом из своих печей, работавших практически в центре поселка. С ними не могли справиться ни экологические службы, ни прокуратура, ни местные власти - все предписания властей они игнорировали. В конце концов, в 2009 году ямпольчане одержали частичную победу: Н.Московка перевез свои печи в район села Марчихина Буда, где и продолжил производство.

С 2007 года еще один шосткинский предприниматель - Дмитрий Романчик - терроризировал дымом из своих печей жителей села Солотвино Клышковского сельсовета Шосткинского района. Куда они только не писали… Однако предприниматель обзавелся заключением Шосткинской санэпидстанции, в котором говорилось, что отходы печей… не опасны. О том, как была получена эта бумага, можно только догадываться.

Подобная история и в Тростянецком районе. Там действуют 6 частных установок по выжиганию угля. Тростянецкие милиционеры привлекли их собственников за незаконное использование земельных участков. Однако есть все основания предполагать, что это лишь верхушка айсберга. Может быть, и не такого, который пустил ко дну "Титаник", но достаточно большого для того, чтобы районные власти уделили этому нелегальному бизнесу больше внимания.

Пойди найди

Легально в области работают только 19 печей по выжиганию древесного угля, которые принадлежат Сумскому, Краснопольскому и Кролевецкому государственным лесхозам. Почему слово "легально" взято в кавычки? Согласно закону, для открытия подобного производства необходимо множество документов. Главные из них - заключение санэпидслужбы и разрешение на выбросы вредных веществ, которое выдается региональным управлением Министерства охраны окружающей природной среды. По словам Елены Волковой, начальника отдела использования атмосферной среды, такие разрешения получили лишь несколько предпринимателей, выжигающих уголь в Тростянецком районе. Больше никто за ними не обращался.

Но государственные установки имеют хотя бы минимум необходимых разрешительных документов. Работающие же нелегально в лесах области карбонарии-предприниматели не имеют даже этого. Много ли их в области, не знает никто. Знающие люди, которые говорят с журналистами только без диктофона, утверждают, что их около полусотни. Проверить эту цифру оказалось невозможно. Геннадий Базаров, начальник Государственной экологической инспекции, говорит, что работу по выявлению "нелегалов", прячущихся в лесных чащах, они проводят. "Но два десятка инспекторов на всю область вряд ли смогут выявить всех "нелегалов". К тому же инспектора загружены контролем над крупными промышленными предприятиями, такими как СНПО им. Фрунзе, шосткинский "Импульс" и т.д.", - говорит он.

Правоохранительные органы в районах тоже вроде бы проводят работу по выявлению "нелегалов". Однако в Центре общественных связей ГУ МВД в области нам так и не смогли дать точную информацию о том, как же она организована и сколько "нелегалов" удалось выявить в прошлом году. То ли, по версии милиции, их вообще нет, то ли они хорошо прячутся. Хотя как можно спрятать в лесу коптящую черным дымом установку, непонятно. Г.Базаров говорит, что в последнее время карбонарии стали осторожнее: поработав в одном месте, они перевозят свои печи в другое.

"Нет таких"

Большинство лесов на территории области находятся под контролем гослесхозов. Ими руководит областное управление лесного и охотничьего хозяйства. В этих же лесхозах предприниматели закупают сырье для выжигания угля - дрова и некондиционную древесину. Правда, знающие люди говорят, что они не брезгуют и браконьерством, заготавливая дрова самостоятельно.

Александр Баня, заместитель начальника отдела лесного хозяйства этого управления, считает, что ни одной нелегальной печи на территории лесхозов нет. Объемы обнаруженных незаконных вырубок за последние три года сократились с 323 до 133 куб.м. Он предполагает, что "нелегалы" в основном действуют на территориях, принадлежащим другим лесопользователям, в том числе областному коммунальному предприятию "Облагролес". К сожалению, с его руководителем Григорием Савченко нам встретиться не удалось. Руководители Путивльского и Великописаревского районов Николай Бирченко и Сергей Никитов также уверены в том, что на территории подведомственных им районов никаких "нелегалов"-выжигальщиков нет. "В прошлом году мы обнаружили две нелегальные печи и прикрыли это производство", - говорит Н.Бирченко.

Таким образом, нелегальных карбонариев вроде бы нет. Но на самом деле они есть и продолжают свое "черное" дело…








Last Advertisement
Login
Log in:  
Password:  
 
You must register to get additional capabilities in the system, Registration is free

Карбонарии из сумских лесов - www.PromWood.com
Users OnLine: 
History forestry | Woodworking | Species of wood | Wood drying | Machinery and equipment | Finishing wood | Biofuel | Charcoal | Forest handbook | Охота