С соответствующей инициативой выступили депутаты Законодательного собрания в Приморье, о чем практически единогласно проголосовали 26 января текущего года. По результатам сессии ЗАКС было направлено обращение в Комиссию по редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам растительного и животного мира, в котором содержалась просьба рассмотреть злободневный вопрос о включении корейского кедра в краевую Красную книгу. Уже в феврале была создана рабочая группа по решению данного вопроса и выработки практических рекомендаций.
В состав группы вошли ведущие ученые институтов Дальневосточного отделения РАН, представители Управлений лесным хозяйством Росприроднадзора, Амурского филиала WWF России, Россельхознадзора по Приморскому краю, а также представителей Законодательного собрания. Было проведено три заседания рабочей группы, на которых «кедровый» вопрос рассматривался всесторонне. Большинство проголосовавших - 10 из 14 человек - согласилось с тем, что занесение корейского кедра в Красную книгу Приморского края является единственным выходом в сложившейся ситуации. Только такие радикальные меры, принятые в сжатые сроки, позволят сохранить кедровые леса и приостановить негативные процессы их трансформации.
Как отметил на заключительном заседании рабочей группы Андрей Кожевников, завотделом ботаники Биолого-почвенного института ДВО РАН: «У нас критическая ситуация: мы видим, что другие механизмы по сохранению кедра не работают. Уникальность кедровых лесов состоит в том, что они произрастают только в Восточной Азии. На этой фундаментальной кедровой формации держится экологический пояс всего Приморского края. В настоящее время этот вид начинает сокращаться в катастрофическом масштабе, поэтому наш долг перед потомками спасти его от исчезновения - включить его в Красную книгу».
Однако против, казалось бы, закономерного решения о внесении кедра в Красную книгу, проголосовали представители Управления лесным хозяйством и Управления Росприроднадзора по Приморскому краю. Последние считают, что сегодня угрозы сокращения кедровых лесов нет, а состояние приморских кедрово-широколиственных лесов стабильно на протяжении последнего тридцатилетия. Они предложили другой путь решения проблемы: направить официальный запрос в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации с просьбой о внесении корейского кедра в «Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается». Такие попытки уже предпринимались, но безуспешно, о чем напомнили другие члены группы. С 2007 года в адрес Администрации Президента РФ и Правительства РФ неоднократно направлялись обращения от лица Законодательного Собрания, специалистов лесного хозяйства, общественных организаций и более чем 25 000 жителей Дальнего Востока. На все запросы был получен ответ, в соответствии с которым рекомендовалось включить кедр в региональную Красную книгу.
В 1989 году уже была предпринята попытка сохранения кедровой формации путем введения запрета на вырубку лесов в промышленных масштабах, однако Управление лесным хозяйством не смогло привести весомых доказательств «стабилизации состояния» кедровников после введения вынужденных норм. Официальные данные госучета лесного фонда говорят о том, что сегодня кедровники имеют повсеместно плохие характеристики.
В докладе российского филиала WWF были предоставлены свидетельства того, что в документах Управления лесным хозяйством завышены фактические территории, занимаемые кедровниками. Кроме того, в лесоустроительные документы не вносятся изменения, произошедшие в результате преступных рубок, а также перерубов по породе и объему при санации леса. Также было установлено, что фактическая заготовка древесины при санирующих рубках официально превышает нормы в 3-4 раза в 75% случаев.
Окончательное решение о внесении кедра корейского в краевую Красную книгу примет губернатор Приморского края Сергей Михайлович Дарькин