Лесник Аньяского лесничества Харьюмаа Андрес Юпрус рассказывает, что самое активное время для работ в лесу — зима. "Деревья спят, сокодвижения практически нет, поэтому спиленная и подготовленная к отправке древесина может храниться значительно дольше, чем деревья, срубленные летом", — говорит он.
Участок лесник выбирает не по наитию — все подчинено, во-первых, научным данным, во-вторых, строгой логике и порядку. Никто не придет в лес, не ткнет в первый попавшийся ствол со словами: "рубить будем отсюда и до обеда". Лес, как это ни странно, должен быть созревшим и готовым к вырубке. Средний возраст "готовых" деревьев 50-90 лет, для каждой породы свой срок.
"Осина вырастает за 30-50 лет, сосне требуется 90 лет, елям — 80, а березе и черной ольхе в среднем от 60 лет, — говорит Андрес Юпрус. — Если не заниматься планомерными вырубками, лесу будет плохо. Старые деревья не дадут толком расти молодым, начнут падать, в конечном итоге пострадают все, в том числе и лесные обитатели. Поэтому так называемые санитарные вырубки — большая и важная часть нашей работы".
Кроме санитарных, есть и вырубки под заказ. То есть фирма заказывает у Центра управления государственными лесами (RMK) древесину, заказ проходит кучу согласований, получает разрешение непосредственно из Департамента окружающей среды. И только после этого лесник идет подбирать подходящий участок для вырубки.
"Наверняка вы на каждой из делянок видели несколько одиноких деревьев, — отмечает лесник. — Их никто не забыл срубить и это вовсе не результат неаккуратной работы. Эти деревья оставлены специально: некоторые на семена, а некоторые для сохранения видового разнообразия. Нет-нет, не породы дерева, а лесных обитателей. Иногда в таком дереве располагается дупло, в котором может кто-то жить, иногда в стволе живут какие-то виды насекомых, возможно, рядом расположен муравейник. В общем, такое дерево должно остаться, даже если оно с точки зрения обывателя не представляет никакой эстетической ценности".
Чтобы не вырубить по ошибке деревья, которые нужно оставить, лесник отмечает их специальным маркером. Так что, если увидите на стволе крест красного цвета, знайте, что им обозначаются границы вырубки.
"Размер вырубок и их частота также подчинены правилам, — объясняет Андрес Юпрус. — Например, общая площадь территории работ не должна превышать трех гектаров, а вырубки должны отстоять одна от другой не менее чем на сто метров".
По его словам, горячие заверения о том, что леса в Эстонии не осталось, все продано и вот-вот будет порублено, не выдерживают никакой критики. Ежегодно в Эстонии вырубают в лучшем случае половину от того количества леса, которое официально разрешено убрать.
Автор: "МК Эстония"